«Сидящий» — морфологический разбор и примеры использования

Добрый день, дорогие ученики! Сегодня мы будем разбирать слово «сидящий» по морфологии.

«Сидящий» — это причастие настоящего времени от глагола «сидеть». Общее значение этого слова — «находящийся в положении сидения». Начальная форма глагола, от которого образуется это причастие — «сидеть».

Теперь рассмотрим морфологические признаки слова «сидящий». Постоянные признаки — часть речи (причастие) и полное совпадение окончания с основой («сид»-«ящ»). Непостоянные признаки — род, число и падеж. Например:

— Мужчина, сидящий на стуле, читает книгу. (род — мужской, число — единственное, падеж — именительный)
— Дети, сидящие за столом, молчат. (род — мужской, число — множественное, падеж — именительный)
— Я вижу кота, сидящего на подоконнике. (род — мужской, число — единственное, падеж — винительный)
— Курьер, сидящий на мотоцикле, доставил посылку. (род — мужской, число — единственное, падеж — именительный)
— Она слушает музыку, сидящую в кресле. (род — женский, число — единственное, падеж — винительный)
— Мы пришли на занятия и увидели группу студентов, сидящих в аудитории. (род — мужской, число — множественное, падеж — именительный)
— Строитель, сидящий на лестнице, заметил неисправность. (род — мужской, число — единственное, падеж — именительный)
— Они смотрят фильм, сидящий на диване. (род — мужской, число — единственное, падеж — винительный)
— Женщина, сидящая на скамейке, улыбнулась мне. (род — женский, число — единственное, падеж — именительный)
— Певец, сидящий на стуле, готовится к выступлению. (род — мужской, число — единственное, падеж — именительный)

Синтаксическая роль слова «сидящий» в этих предложениях — определение. Оно указывает на то, какое действие совершает подлежащее.

Надеюсь, вы теперь понимаете, как разбирать слово «сидящий» по морфологии. Не забывайте обращать внимание на его окончания и непостоянные признаки, чтобы правильно определить его род, число и падеж.

Лапштаева Александра Васильевна

Одной из моих главных целей является не только обучение учеников, но и воспитание целостной личности. Я стремлюсь развивать у них критическое мышление, эмоциональный интеллект, творческие способности и коммуникативные навыки. Я верю, что знание русского языка и литературы помогает ученикам стать эрудированными и успешными людьми.

Морфолог
Добавить комментарий